Львы, Русалки, Сирины в русской деревянной архитектуре. Появление.

Первоначальными поселенцами Верхнего и Среднего Поволжья были финские племена, хорошо освоившие водные пути, которые связывали их с Востоком, греческими колониями Черноморья, западноевропейским германским и скандинавским миром. От образовавшейся здесь к V — VI в. нашей эры финско-скандинавской культуры остались памятники материального быта в дереве, и в металле. 


Сохранившиеся произведения финско-скандинавского искусства дают возможность видеть, как свободно трактуются в их узорах не только прямые, но и кривые линии, вкус к которым, очевидно, развила работа над металлом.


В тематике древнефинских узоров чувствуется определенный уклон к четкости и выразительности как в геометрическом, так и в животном, «зверином», орнаменте.


С распространением славянской культуры в восточном направлении, поселившиеся в этом краю русские на первых порах заимствуют многие художественные образы из финской культуры. Так, находимые в пермских губерниях изображения птиц с человеческими головами впоследствии переходят в резьбу наружных украшений русских домов, где и сохраняются в виде фантастических жар-птиц до второй половины XIX века.


Над воротами домов крестьян появлялись «воображаемые звери и змии, и неверные храбрые мужи». 
Богатые наличники подобных ворот имеются в Москве в Кустарном музее, и в Государственном историческом музее. На одном из таких наличников изображены по углам два фантастических льва, вокруг которых идут причудливые украшения в виде богатых трав с виноградными кистями.

Этот мотив резьбы, встречающийся чаще других, вероятно, пришел в наше искусство с Востока; так, над входами мечетей Самарканда на поливных изразцах имеются крупные изображения подобных львов.